Синдром эмоционального выгорания

Картинки по запросу синдром эмоционального выгорания у педагогов

«Синдром эмоционального выгорания» — отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек-человек», проявляющееся в виде определённых изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром «выгорания» определяется долговременной стрессовой реакцией, возникающей в связи со спецификой профессиональной деятельности, рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Он характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, нарушении отношений с другими людьми, чувство зависимости, снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии.

В результате профессиональной деятельности человек может получить позитивные (личностный рост) или негативные (профессиональная деформация).

«Личностный рост»

  • Более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. Анализ жизненных ситуаций.
  • Способность к рефлексии.
  • Навыки продуктивного преодоления кризисных и психических ситуаций.
  • Коммуникативные навыки.
  • Противостояние чужому влиянию.
  • Саморегуляция.
  • Способность к принятию и эмпатии.
  • Более широкий взгляд на мир, толерантность к «инакомыслящим».

«Профессиональная деформация»

  • Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.
  • Навязчивая диагностика себя и окружающих («навешивание ярлыков» и интерпретации).
  • Консультирование окружающих.
  • Принятие роли «учителя».
  • Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.
  • Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.
  • Пресщение общением.
  • Эмоциональная холодность.
  • Цинизм.

Конечно же синдром «выгорания» — весьма серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов. Овладение педагогическим мастерством также является одной из форм борьбы с синдромом эмоционального выгорания.  Но большая роль в борьбе с данным синдромом принадлежит  самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение этого синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности.

  1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение целей – это своеобразный успех, который повышает степень самовоспитания.
  2. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти увлекательное и приятное занятие.
  3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Релаксация.
  4. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
  5. Избегание ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к выигрыванию создаёт напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
  6. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен.
  7. Поддерживание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

Если же синдром уже является неотъемлимым атрибутом личности педагога, то возникает необходимость профессиональной психологической деятельности.

Подготовила: педагог-психолог Якубовская К.С.

Добавить комментарий