Дошкольники совсем не такие, как взрослые. У них совсем другая логика в игре, иное ощущение времени и иное качество течения эмоций. А какой он – дошкольник? Нужна ли ребёнку социализация и контакты с кем-либо, кроме членов семьи, с которыми он сильно связан? Если – да, то зачем?
Вызовы современной социализации
У современной городской семьи есть особенности: семьи сейчас маленькие, родственников немного, родственные связи ослаблены, бабушки участвуют в воспитании относительно. Чаще у ребенка в городской семье близкие – это папа и мама. Это новая, нетипичная ситуация. Социальное пространство, в котором росли нынешние родители, было более открытым, с меньшим количеством преград. Если сейчас ребенок-дошкольник гуляет во дворе один – это абсурд, такого не бывает.
Внутрисемейные связи ослаблены, спонтанные дружеские связи сейчас не такие плотные, как 20–30 лет назад, люди меньше общаются, по крайней мере, в городах.
Сейчас стихийной возможности общаться, играть, социализироваться для детей, в принципе, нет. Для знакомства с широким миром нужны усилия.
Социализация – это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.
Когда непонятно, что происходит с ребенком
Иногда родители перестают понимать, что же творится с малышом. Например: они сделали усилие, привели ребенка на площадку, в гости, на занятие, а он не хочет общаться. Родители сердятся и огорчаются. Некоторые пытаются поговорить с друзьями: а было ли у тебя такое, как ты с этим справлялся?
Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать.
Некоторые люди думают, что маленькие дети – ангелы, и расстраиваются, когда это прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции, и он превращается в злобного, иногда агрессивного.
И родителям бывает не просто столкнуться с реакцией других людей на такое поведение ребенка. Они сами бы справились и разобрались с отрицательными реакциями ребенка, но в прожекторе чужого внимания отсутствие ключей понимания у родителей становится более заметным. И родители отказываются от любых проектов, называемых социализацией, потому что они боятся восприятия другими людьми особенностей поведения их ребенка.
Своеобразие и особенности младшего дошкольного возраста от трех до пяти лет
Возраст активной социализации – от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. Ребенок трех лет в сложной эмоциональной ситуации перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.
Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику – нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок выражать свои мысли словами. Самый сенситивный период (от трех до пяти лет) – самый удачный для малыша, чтобы выражать мысли словами.
Эпоха от трех до пяти – это возраст почемучек. И тут социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время ответить на эти вопросы.
Что действительно важно для детей помимо игры – чтобы было кому задавать свои вопросы. Нужен взрослый, который не до конца истощился, общаясь с ребенком целый день, и у которого есть силы, время и желание отвечать.
Нужно понимать, что нужно не только ребенку, но и взрослому, чтобы чувствовать радость общения. Нельзя родителям себя ругать, если сил и желания общаться с ребенком нет, ведь даже редкие ответы измученной мамы или перегруженного папы – это для ребенка прекрасная возможность чувствовать себя не отвергнутым, а частью большого целого, семейного.
Если нет сил и желания отвечать на бесконечные «почему», то надо сказать, что я рад бы ответить, но сейчас сил нет. Дай 10 минут помолчать и подумать. Вопрос я твой слышал, и он мне понравился. Эта методика паузы: я сейчас не готов, подожди, вопрос мне твой интересен.
Вторая особенность периода от трех до пяти: ребенок не умеет контролировать собственные эмоции. Когда у детей возникают разногласия, любая ситуация порождает массу эмоций. Мы, взрослые, более интеллектуально реагируем на события, ситуацию пропускаем через призму осознания, хотя не все и не всегда. А ребенок реагирует эмоционально, он не умеет контролировать эмоции.
Это может мешать социализации. Скажем, в группе занятий дети не поделили предмет или роль в игре – масса эмоций. Поэтому очень полезно тренироваться контролировать эмоции. Но дома эта практика представлена не так – часто взрослый готов подстраиваться под ребенка и идти навстречу слишком активно. Поэтому детям очень полезно общаться с другими детьми и взрослыми.
Третья особенность – ребенок иначе чувствует течение времени. Казалось бы, это сильно не влияет, скажем, при игре в песочнице. А на самом деле влияет. Вот, ребенок заболел, две недели не гулял с другими детьми, для ребенка это время умножаем на «4» или «5», для него много времени прошло, он отвык, у него навыки пропали.
Дошкольник только привык к занятиям, долго привыкал, но заболел или семья уехала отдыхать на две недели, а по субъективному ощущению ребенка прошло месяца два. Приехали, и временной фактор помешал ребенку вернуться к тому, что ребенок умел. Момент социализации уходит. Если ребенка оставлять на занятиях без присутствия мамы или начать водить в сад, ощущение ребенком времени, как чего-то длинного, долгого, мешает ему привыкать. Прошло полдня, а для него – день-другой, он уже очень соскучился.
Настроившись на социализацию, надо понять конкретно особенности вашего ребенка в этом возрасте, как он чувствует течение времени. Происходит ли отвыкание от людей? Например, бабушка живет в другом городе или районе и видит ребенка два раза в месяц, а ребенок еще мал. Будет влиять на отношение с бабушкой частота встреч? Наверное. будет очень сильно.
Не выстраивание причинно-следственных связей – четвертая особенность. Маленькому ребенку сложно объяснить, что из чего следует, логические цепочки не работают. «Ты этого мальчика ударил лопатой по голове, и он теперь не хочет с тобой играть», – для нас такого рода аргумент является логичным и понятным, а для ребенка трех-четырех лет подобные цепочки причинно-следственных связей непонятны. Это тоже может мешать социализации.
Эмоции дошкольника даже для профессионалов и родителей-знатоков мало предсказуемы. А эмоции дошкольника, связанные с другими детьми, – вообще что-то непонятное. Часто для мам, пап и бабушек ребенок кажется известным и понятным.
И только при вводе его в коллектив они узнают его новую сторону. Он вдруг оказывается невероятно театральным и демонстративным, любящим вызвать на себя внимание, положительное или отрицательное. Ребенок может оказаться лидером, чего родители не замечали. Или оказаться довольно застенчивым, хотя в семье он громкий и командный.
Почемучки и творцы
Теперь поговорим о главном в психическом развитии ребенка, который подходит по возрасту к порогу социализации. Ребенок активно пользуется воображением, и в ярких случаях ребенок может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Не редки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Если особенность возраста почемучек предполагает, что рядом будет взрослый, который будет отвечать, то для воображения и игр, в которых участвует фантазия, конечно, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.
Возраст от трех до пяти лет – философский, когда творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой. И тут помогают возможности, предоставляемые дошкольными учреждениями.
Ребенок живет здесь и сейчас
Если ребенок каждый раз, подходя к детскому саду, начинает плакать и выть или, подходя к площадке, начинает всех обнимать и зацеловывать, то родители могут предвидеть, что это случится и в следующий раз. Но родителям свойственно не думать о плохом, забывать неприятности, каждый раз надеясь, что пронесет и этого не будет. Родителям нужно усиленно включать свое собственное предвиденье, особенно, если речь идет о непростых моментах, тогда конфликтов будет меньше.
Ребенок живет строго в настоящем. Он не помнит прошлых своих реакций на похожие ситуации, не может предвидеть будущих событий, он живет здесь и сейчас. Именно поэтому так часто возникают конфликты. Если родители будут держать эти вещи в голове, им будет проще реагировать на непростое поведение дошкольников.
Дети играют так, как не умеют 99% взрослых. И главное их качество, которое делает игру возможной – это способность воображать, представлять и перевоплощаться.
Ребенок отличается от взрослого тем, как он чувствует время. Чтобы понять, сколько времени прошло для ребенка возраста трех-пяти лет, нужно умножить наше субъективное ощущение времени на «4» или даже на «5». То есть ребенок, проводящий день в дошкольном учреждении без мамы, по своему внутреннему ощущению проводит времени гораздо больше – четыре-пять дней.
Еще ребенок отличается от взрослого уровнем восприятия другого человека. Он еще не снабжен той системой понимания, считывания эмоций, состояний взрослого или ребенка, но обладает очень большой чувствительностью.