Современный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.
Своевременная коррекционная помощь ребенку в раннем возрасте позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.
Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
В настоящее время разработаны программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям:
- оценка зоны актуального развития ребёнка;
- психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства;
- сенсомоторное развитие младенца.
Успешность реализации программ ранней помощи определяется по следующим критериям:
- время проведения ранней диагностики – эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
- интенсивность коррекционной помощи;
- создание развивающей среды;
- воздействие на все сферы психики ребёнка;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- организация позитивной социальной поддержки.
- Таким образом, наличие ранней диагностики и комплексной помощи ребенку с ОПФР позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.
Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.