Привязанность — тесная эмоциональная связь, которая возникает у ребенка с мамой сразу после его рождения. Это «программа», которая заложена еще до рождения человека и активируется сразу после появления его на свет при контакте «глаза в глаза», «кожа к коже» со своим взрослым. Ребенку важно быть рядом с ним, да и у взрослого тоже должно быть желание оставаться со своим малышом, заботиться о нем, защищать его, понимать и удовлетворять его потребности. Особенно сильная привязанность формируется к маме и развивается первые полтора года жизни.
Как развивается ребенок с надежной привязанностью. Известно, что дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.
«Привязанность оказывает серьезное влияние на последующие отношения. Например, те, у кого в детстве сформировалась надежная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие романтические отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения», — подчеркивает Наталия Мишанина, психолог, специалист в сфере детско-родительских отношений и социального сиротства, эксперт фонда «Достойный гражданин».
Что происходит, если привязанность нарушается
При надежной привязанности ребенок переживает, когда уходит его близкий взрослый, и радуется, когда тот возвращается. Такой ребенок чувствует себя уверенно и безопасно рядом со своим взрослым. И будет искать утешения у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.
«Когда малыш оказывается в страшной, новой, незнакомой ситуации, он останавливается и следит за эмоциями и реакциями своего взрослого. Если мама спокойна, ребенок, ориентируясь на сигналы мамы, спокойно продолжает исследовать мир, — объясняет Наталия Мишанина. — У детей из детского дома такой ориентировки нет. Даже взрослые люди в непонятных ситуациях начинают смотреть на других. Дети-сироты не оборачиваются на взрослых, потому что у них никогда не было значимого взрослого».
Также, рассказывает специалист, у маленького ребенка нейронные связи развиваются в ситуации чувства безопасности: «Если потребность ребенка не удовлетворяется в течение пяти минут, то он получает огромный гормональный удар. Это похоже на то, как если бы взрослые попали под бомбежку».
«Исследования показывают, что неспособность сформировать надежную привязанность в детстве может иметь негативное влияние на поведение человека на протяжении всей его последующей жизни. Дети с диагнозами «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) часто выявляют проблемы с привязанностью — возможно, из-за раннего жестокого обращения, пренебрежения или травм. Клинические психологи полагают, что дети, усыновленные в возрасте после шести месяцев, подвержены более высокому риску возникновения проблем с привязанностью», — подчеркивает Наталия Мишанина.
Отрыв ребенка от семьи — всегда травма для него, помещение его в другую семью — тоже. «Мы разрушаем привязанность, такая ситуация нарушает нормальный процесс развития к определенному взрослому, — поясняет психолог. — Когда ребенка помещают в новую семью, у него ухудшается кратковременная память и появляются проблемы с обработкой информации, что значительно усложняет процесс обучения. Процесс переживания горя тормозит интеллектуальную деятельность. Также возникает проблема идентичности. Дети-социальные сироты не всегда помнят свою историю, многие факты биографии у них весьма запутаны. Проявляется «трудное поведение», которое часто является индикатором того, что эти дети пережили и переживают. Необходимо обращаться с ними как с людьми, пережившими горе».
Типы нарушенной привязанности
- Негативная (невротическая). Ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания. Появляется как в результате пренебрежения, так и в результате гиперопеки.
- Амбивалентная.Ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
- Избегающая. Ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем, либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
- Дезорганизованная.Такие дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.
Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для последней — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.
Как восстановить утраченную привязанность?
В приемной семье у ребенка постепенно пробуждается и формируется правильная привязанность. Это может происходить разными путями.
Цикл «возбуждение — релаксация». Работает по схеме «потребность — выражение протеста — удовлетворение потребности — успокоение — новая потребность». Здесь инициативу проявляет ребенок, заявляя о своих потребностях.
Цикл позитивного взаимодействия. Родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно. В этом случае инициативу проявляет и ребенок, и взрослый.
Цикл активного поиска помощи извне. Родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п. В этом случае взрослый и ребенок объединяются и взаимодействуют с внешними специалистами.
«В любом случае от замещающего родителя требуется постоянно проявляемая и безусловная настойчивость в попытках установить эмоциональный контакт с ребенком, — говорит Наталия Мишанина. — Важно также поддерживать ребенка, проявлять эмпатию к его чувствам, физически успокаивать. Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть, является определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных привычек».
Качество отношений с другими членами семьи, их готовность принять ребенка также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей — прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Часто в этом вопросе требуется помощь специалистов психологической службы.
Что нужно делать и как себя вести, чтобы помочь ребенку развить привязанность? Вот что рекомендует наш психолог Наталия Мишанина:
- Определите место ребенка в вашем доме еще до его прихода и сохраняйте неизменным не менее года.
- Говорите с ребенком спокойно, выдерживайте паузу в провокационных ситуациях.
- Держите визуальный контакт. Разговаривая, смотрите ребенку в глаза, а если он отворачивается, старайтесь вернуть взгляд на себя.
- По возможности удовлетворяйте нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объясняйте ему, почему.
- Поддерживайте физический контакт. Подходите к ребенку, когда он плачет, выясняйте причину.
- Анализируйте собственное состояние, контролируйте признаки эмоционального выгорания, не допускайте состояния опустошения.
- Развивайте семейные традиции, укрепляйте взаимосвязи и отношения в семье с помощью организации совместной деятельности.
Примерно через год жизни в приемной семье, при правильном развитии надежной привязанности, ребенок будет вести себя уже иначе. Приемные родители станут для него значимыми взрослыми. Ребенок будет стремиться быть ближе к родителю, особенно когда страшно или больно, станет использовать его как «надежную пристань» для исследования в моменты вне дома. Не будет бояться смотреть в глаза и отвечать взглядом, отвечать улыбкой на улыбку, принимать утешения родителей. Он сможет сам справляться с негативными чувствами. Ребенок будет нормально играть и взаимодействовать с родителями и другими детьми семьи. У ребенка появится чувство границ: он начнет стесняться незнакомых людей, но перестанет бояться их.