Развитие ребёнка очень индивидуально и тем не менее подчиняется определённым, очень строгим, законам. Периоды относительно спокойного роста, не только физического, но и психического, сменяются резкими скачками. Это неизбежно и абсолютно нормально, поскольку количество усвоенных ребёнком знаний, умений и навыков перерастает в изменения в качественные.
В детском возрасте (от рождения до 18 лет) выделяют несколько кризисов:
- Кризис 1 года (младенческий)
- Кризис 3-ёх лет (раннего детства или кризис «я сам!»)
- Кризис 7-ми лет (детства)
- Кризис 13-ти лет (подростковый или пубертатный)
- Кризис 17-ти лет (юношеский)
Каждый кризис имеет определённый возрастной период, но это вовсе не означает, что он наступит непременно в день рождения вашего малыша. Совершенно нормальным считается наступление возрастного кризиса за полгода до указанного возраста или даже через год после.
Важно другое: в своём развитии ребёнок непременно должен преодолеть каждый из кризисов.
КАК РАСПОЗНАТЬ НАСТУПЛЕНИЕ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
Самый сложный из кризисов детского возраста и в первую очередь для родителей малыша: ребёнок практически во всём противопоставляет себя взрослым, требует предоставления свободы и самостоятельности. Малыш удаляется от мамы, может негативно реагировать на проявления внимания и заботы, становится практически неуправляемым.
Основные проявления кризиса 3-ёх лет:
- Протесты:всё поведение малыша – это сплошное проявление бунтарства. Он протестует против всего, даже если на это нет видимых причин.
- Негативизм:малыш отрицает всё, что ему предлагают взрослые. Не потому что он этого не хочет, а исключительно потому, что инициатива исходит от взрослого.
- Своеволие и упрямство:не зря кризис 3-ёх лет носит и другое название, а именно – «Я – сам!». Ребёнок требует самостоятельности, обижается или проявляет агрессию, если ему не дают возможности самореализоваться. При этом для достижения своей цели малыш будет упорно настаивать, требовать и добиваться желаемого.
- Строптивость:в период кризиса ребёнок будет целенаправленно рушить установленный уклад и распорядок жизни: отказываться вставать, чтобы пойти в детский сад, мыть руки после прогулки, укладываться на тихий час. Он может «забыть» здороваться, и что его вообще воспитывали.
- Обесценивание авторитета взрослого:если раньше малыш безоговорочно принимал на веру и к исполнению слова родителей, то теперь его отношение к взрослым становится весьма критичным.
- Деспотизм:крики, истерики, ревность без повода, обострённая реакция на замечания, требования подчиняться его капризам и желаниям – всё это тоже является одним из проявлений кризиса.
КАК ПОСТУПАТЬ РОДИТЕЛЯМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
- Самое главное, о чём должны помнить родители: в отношениях «взрослый – ребёнок» главенство должно оставаться за взрослым. Ребёнок будет всеми возможными способами проверять взрослых на твёрдость, а взрослые должны всеми доступными способами удерживать свои позиции.
- Все требования, предъявляемые ребёнку в этом возрасте, должны быть согласованы со всеми членами семьи. Нельзя допускать того, что мама запрещает, папа разрешает.
- В случае, если поведение ребёнка становится темой конфликта в семье, ни при каких обстоятельствах не вмешивайте в этот конфликт малыша. Ссоры, взаимные упрёки, разногласия между взрослыми – ребёнка необходимо оградить от выяснения отношений между взрослыми.
- Авторитарное воспитание, постоянные жёсткие ограничения, лишение права голоса и самостоятельности не сгладят проявления кризиса, а, наоборот, сделают их более выраженными. Кроме того, ребёнок усвоит негативный опыт, что может отразиться на его дальнейшем развитии и поведении.
- Не пытайтесь что-то донести до ребёнка в момент вспышки агрессии или когда он устраивает истерику. Дождитесь, пока он успокоится, отведите в спокойное место и только тогда попытайтесь спокойно поговорить. Для лучшего контакта возьмите любимую игрушку малыша или придумайте какую-то игру, в которую можно поиграть здесь и сейчас.
- Разговаривая с ребёнком не сюсюкайте, а говорите с ним на равных. Поверьте, даже в столь раннем возрасте он способен вас слушать, слышать и понимать.
- Не забывайте говорить вашему малышу, что он уже большой, взрослый, что он уже очень много может и умеет сам, интересуйтесь его мнением, просите помочь вам в каком-то деле и обязательно хвалите.
- Не забывайте и не стесняйтесь показывать вашему большому маленькому человеку, как вы его любите и как он вам дорог.
КАК РАСПОЗНАТЬ НАСТУПЛЕНИЕ КРИЗИСА 7-МИ ЛЕТ
Возраст 6-7 лет психологи называют переходным:
- Происходит смена ведущей деятельности от игры к обучению (ведущая деятельность – это основной вид деятельности человека, обеспечивающий нормальное и своевременное психическое развитие).
- Происходит бурный рост социальных контактов.
- Формируется самооценка, которая либо подкрепляется в социуме, либо разрушается.
Кризисную ситуацию в данном возрасте создаёт не только переход в более взрослую жизнь – из детского сада в школу, — но и новые, возросшие требования к ребёнку. Теперь ему говорят не «Ты ещё маленький», а «Ты уже взрослый».
Ориентируясь на слова и поведение взрослых, ребёнок начинает требовать настоящей взрослости, предъявляя претензии, подражая манере разговора и поступкам взрослых. Между тем возникает некий конфликт между желаниями ребёнка и его поступками, в результате которого у ребёнка появляется новое чувство – переживание своего поступка.
В это же время появляется так называемый «симптом горькой конфеты»: ребёнка что-то тревожит, беспокоит, но он не говорит о причине своего беспокойства родителям, из боязни показаться маленьким.
КАК ПОСТУПАТЬ ВЗРОСЛЫМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 7-МИ ЛЕТ
- Мальчики и девочки по-разному переживают этот кризис. Девочки соперничают за внимание со стороны одноклассников и учителей; мальчишки стремятся показать свою смелость, силу, превосходство. Для того, чтобы поддержать ребёнка самым разумным для родителей будет привлечь кого-то из посторонних людей (соседей, знакомых, тренеров) для того, чтобы ребёнок услышал оценку о себе со стороны. Любая похвала за аккуратную тетрадку или забитый в ворота мяч очень важна для любого семилетки.
- Чтобы у ребёнка складывалась адекватная самооценка не нужно его захваливать или ругать по любому поводу.
- Постарайтесь объяснить ребёнку, что общение со сверстниками и общение со взрослыми – это очень разные вещи.
- Не старайтесь контролировать ребёнка всегда и везде, дайте ему возможность самостоятельно решать те проблемы, решить которые он в состоянии сам.