Похвала — важный момент в формировании личности. Если ребенок недостаточно получает признания со стороны родителей и близких, то это провоцирует неуверенность в себе, тревожность и нерешительность. Ведь именно через похвалу мы подтверждаем его значимость и ценность. Мы много всего говорим нашим детям, но есть волшебные слова, способные сделать их сильнее, умнее, добрее и добавить уверенности в себе. Безусловно, детям всегда приятно получать поддержку от родителей. Они счастливы, когда замечают их деятельность и ценят старания. Иногда похвалу дети сами же и выпрашивают. Но стоит помнить, что похвала не только помогает развивать лучшие качества, но при неправильном ее использовании может даже навредить. Так как же правильно хвалить и поощрять, чтобы сохранить правильный баланс и не избаловать?
Чтобы ребенок испытывал уверенность в своих силах, выражайте свое одобрение как можно чаще, но по объективной причине.
Мы всегда хвалим за три вещи:
- Овладение новым навыком (освоил велосипед, научился играть в шахматы…)
- Настойчивость (то есть за то, что дается ребенку нелегко, но он со старанием продолжает выполнять).
- Инициатива (если ребенок самостоятельно и с удовольствием принимает решения делать какое-либо дело, при этом вовлекает окружающих, заряжая энтузиазмом).
Расскажите подробно, что вам нравится в работе ребенка или его поступке. При похвале важно отметить, что именно ребенок сделал «хорошо» и почему это хорошо (описать его действие), а затем необходимо выразить свое отношение к этому действию. «Ты молодец», «Мне нравится, что ты такой настойчивый», «Мне приятно, когда ты доводишь дело до конца», «Ты сумел в этом разобраться». «С каждым днем у тебя получается все лучше», «Мы знали, что тебе это по силам». Это формирует адекватную самооценку у ребенка. Кроме того, это помогает определить ориентир в том, что является «хорошо», а что «плохо», как нужно себя вести и как не стоит. Когда вы описываете ребенка то, что видите или чувствуете, это оказывает почти магическое действие на него. Своими словами вы не только подтверждаете ценность приложенных усилий малыша, но и придаете ему уверенности. И тем самым мотивируете его на дальнейшие старания.
После такой правильной похвалы ребенок начнет думать: «Да, я тренировался до тех пор, пока у меня не получилось…», «Чем больше я рисую, тем лучше у меня получается…», «Я могу быть хорошим», «Я умею шутить…». Далее, опишите ребенку свои чувства и впечатления. Тем самым вы не только покажете ему, что вам действительно нравится результат, но и сможете закрепить в нем уверенность в своих возможностях.
Хвалите искренне. Дети хорошо умеют отличать правду от лжи. Иногда родители могут быть уставшими или чем-то расстроенными, что им трудно выразить свою радость. Здесь можно объяснить ребенку причину своей реакции: «Прости, я так сегодня устал, что мне сложно как-то ярко показать свои эмоции, но я, действительно, горжусь тобой».
Чаще напоминайте ребенку о прошлых достижениях. Разговаривайте о том, что у него раньше получилось, что вы заметили и что вас порадовало. И не имеет значения, о чем идет речь: об учебе, ваших отношениях или успехах в кружках.
Если ребенка совсем не хвалят, то он становится плаксивым, заботливым, склонным к плохому поведению, у него развиваются тревожность и неврозы.
Чего нельзя делать, если мы оцениваем поведение ребенка?
Не сравнивайте с окружающими. Когда мы сравниваем ребенка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему следует стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. Этими словами мы сообщаем, что какой-то другой мальчик был бы лучшим для нас ребенком, чем наш собственный: «Ты мог бы справиться с этой задачей гораздо лучше, чем Миша».
Не напоминайте о прошлых неудачах. То есть, хвала должна быть полноценной, без элементов критики. Неправильно: «Ты сегодня так хорошо навел порядок в комнате, не так, как в прошлый раз».
Не используйте приставку «самый». «Ты самый умный, талантливый, красивый». Исключение: «ТЫ для меня самый умный, способный….», «Как тебе это удалось»,»Что ты сделал для того, чтобы это получилось?«, «Я восхищаюсь твоей настойчивостью».
Не стоит хвалить детей за все проявленные действия. Во-первых, это входит в привычку и перестает оказывать должный эффект на восприятие. Во-вторых, таким образом мы формируем устойчивую установку: «Я всегда должен соответствовать похвале, которую мне наговорили». И что получается? Скорее всего, ребенок станет бояться браться за трудные дела и задачи, чтобы не потерять этот статус — «умный». Ведь дети боятся не соответствовать ожиданиям родителей, не оправдать их надежды. И по мере взросления им все сложнее взяться за что-то новое и неизвестное. Поэтому родители должны спокойно реагировать на ошибки ребенка. Вы же и сами часто ошибаетесь, не так ли? Помните об этом.
Не критикуйте! Помните, у каждого есть свои уникальные способности! Постоянная критика только провоцирует комплексы. Поэтому ребенок для вас всегда — хороший! Плохим может быть только его поступок. Ведь цель воспитания — найти причины этого поступка и избавиться. «Я всегда верю в тебя», «Я понимаю, что тебе будет немного сложно, но я рядом, и всегда подскажу, помогу или посоветую, как лучше правильно все расставить или сложить».
Адекватно реагируйте на успехи и неудачи ребенка. Например, «Тут у тебя не получилось, давай попробуешь еще раз», «Это решение неправильное. Как ты считаешь, как можно еще сделать?», «Это непросто, но у тебя обязательно получится», «Мы любим и будем любить тебя, не смотря даже на твои оценки».
Что при этом чувствует ребенок? Он осознает, что жизнь, она разная: иногда что-то получается очень легко, а иногда вообще ничего не выходит. Что иногда люди могут сильно ошибаться, но ведь это совсем не стыдно и, тем более, отчаиваться не стоит. В этом случае дети понимают, что родители абсолютно спокойно реагируют и принимают их ошибки и неудачи, не высмеивают, не стесняются и не расстраиваются.
«Я тебя люблю». Признания в любви — это не просто слова. Детям очень важно слышать, как их ценят и как любят. Чем чаще родители обнимают и целуют своих детей, тем крепче между ними будет связь. Для правильного развития ребенка нет слов важнее, но их необходимо подкреплять действиями: вместе играть, смеяться, баловаться, пускать мыльные пузыри, обниматься, обсуждать проблемы и поддерживать при необходимости.
Показать ребенку, что вы замечаете его старания можно и так:
- Отложите все дела и, глядя в глаза, внимательно выслушайте то, чем ребенок хочет поделиться;
- Улыбнитесь;
- Кивните;
- Увлекитесь тем, что ребенок делает или рассказывает;
- Покажите большой палец, увидев, например, как ребенок самостоятельно делает домашнюю работу или убирает в комнате;
- Обнимите и поцелуйте;
- Расскажите, что вам нравится в том, что сделала или от чего воздержался ребенок;
- Попросите помощи в том, что ребенок делает хорошо;
- Хвалите ребенка и гордитесь им не только наедине с ним, но и в разговорах с друзьями, знакомыми и близкими.
Слишком частая похвала обесценивает поведение. Редкая похвала создает эмоциональную неуверенность. Поэтому важно поддерживать баланс.
Надо ли хвалить без причины? Во-первых, нужно ориентироваться на возраст и способности ребенка. Не стоит уделять внимание незначительным поступкам, которые малыш и так должен выполнять. Если хвала достается легко, то, конечно, сначала самооценка повысится. И это хорошо. Но после этого ребенок приходит к выводу, что для того, чтобы заслужить одобрение, ничего не нужно делать, нечего стараться. И это уже проблема.
Ребенок — результат нашего воспитания. И правильная оценка близких к нему людей формирует адекватную уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость. То, что с ним происходит, — прямое следствие воздействия окружающих. Помните, ребенок всегда имеет право на нашу поддержку и принятие, — даже во взрослом возрасте. Применение этих фраз поможет вам ежедневно улучшать отношения с детьми, научить их слушать, слышать и понимать!