Семья и детский сад — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего развития ребёнка необходимо их тесное взаимодействие. Трудовое воспитание играет большую роль в социализации воспитанников. Трудовое воспитание детей заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых.
Но для того, чтобы ребёнок активно включался в трудовую деятельность, нужно привить ему трудовые навыки и умения, желание трудиться самостоятельно. При решении этих задач требуется обеспечение условий для труда детей, правильная организация трудовой деятельности дошкольников, объединение воздействий детского сада и семьи. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Участие в бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости,
ответственности и др. Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду. Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его это делать, как с возрастом ребенка должна изменяться организация труда, руководство и контроль со стороны взрослых. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, они должны быть хорошо знакомы, какие существуют задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. Необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков. Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности. Задача педагога — раскрыть перед родителями важность своевременного приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка (активность,
подражательность). Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями их родителей. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих,
железнодорожников и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников. Совместный труд детей и родителей практикуется и при подготовке массовых праздников, выставках творческих подделок: совместно родители и
дети трудятся при изготовлении поделок на конкурсы например:
— » Осеннии фантазии»
— » Мастерская Деда Мороза»
— » Народная игрушка»
Можно организовывать мастер – классы с родителями, которые не только рассказывают о своих профессиях, но и привлекают детей в те или иные действия. Проделанная работа влияет на отношение детей к труду. Они
научатся испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Для информирования среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, выставки, тематические стенды, дни открытых дверей и др.
Приблизительные темы для информирования родителей о постановки трудового воспитания в дошкольном учреждении: « Каким должен быть труд ребенка в определенном возрасте, учитывая его возрастные особенности»,
«Правильное воздействие взрослых на ребенка во время трудовой деятельности», « Своевременное приобщение к труду», « Создаем условия для формирования у ребенка навыков самообслуживания дома» и др.