Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Темпераменты: меланхолик; сангвиник; флегматик; холерик.
Сангвиник: общителен, быстро сходится с людьми; чувства легко сменяются; мимика богатая, подвижная, выразительная; деятельность продуктивна лишь при наличии интереса; непоседа; рассеян, неаккуратен; заводила, выдумщик, фантазер; не злопамятен, миролюбив, не жаден.
Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, необходима частая смена деятельностей.
Холерик: действия порывисты; эмоционален, чувства ярко выражены; в зависимости от направленности личности, «+» инициативность принципиальность, «—» раздражительность аффективность. Любит риск, приключения; не прислушивается к мнению других; излишне самостоятелен; в еде неразборчив; спит мало; импульсивен; драчун, крикун, конфликтен.
Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.
Меланхолик: трудно долго на чем-то сосредоточиться; высокая тревожность, мнительность; чувства глубокие; отношения налаживаются трудно; часто задумчив; если расстроится, плачет долго и горько; застенчив; слишком рассудительный, «маленький взрослый»; любит уединение, спокойные игры; быстро устает; боится спорта.
Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» не соревновательные игры.
Флегматик: ровный, спокойный, редко выходит из себя; упорный труженик; чувства устойчивы; замкнут; медлителен; играет нешумно; мало двигается; любит порядок и добротность; послушен, пунктуален; новое не любит; в зависимости от направленности личности «+» выдержка, глубина мыслей, «—» лень, безучастность, безволие.
Рекомендации: игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.
Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика. Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки. Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.
Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника. Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Особенности поведения медлительного ребенка — флегматика. Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.
Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика. Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.