Воспитание – это сложный процесс, который состоит из нескольких пунктов. Одним из важных элементов является родительский авторитет. Завоевание авторитета в глазах дочерей и сыновей – это забота и труд родителей. Он слагается из нескольких факторов: поведение мамы и папы, их отношение к работе и между собой. В каждой семье свои составляющие.
Многие родители думают, что авторитет – это талант, который даётся от природы. Но это не так. Отношение родителей к детям и наоборот – это долгая и кропотливая работа.
Авторитет– это уважение между родителями и детьми, и основа здоровых отношений. Для того чтобы оно возникло и не исчезло, нужно несколько условий.
Важно понимать, что воспитанники стараются подражать своим родителям. Особенно это касается малышей дошкольного возраста. Ребёнок перенимает любую модель поведения – как положительную, так и отрицательную. Поэтому в первую очередь родителям стоит воспитывать себя.
Ребёнок уважает маму и папу когда их слова и поступки не разнятся. Дети замечают любую мелочь, поэтому родители всегда должны подавать правильный личный пример.
Малыши уважают тех взрослых, которые готовы прийти им на помощь, понять, выслушать. Дети нуждаются в требовательном, но разумном отношении и любви.
Педагогический такт – это то, без чего невозможно представить воспитательный процесс. Это значит, что родители понимают и учитывают индивидуальные особенности своего ребёнка.
Чаще всего проблемы в семье возникают тогда, когда нет организованной системы. Алкоголизм, неправильные отношения между родителями, ссоры при детях, предрассудки и суеверия уничтожают неокрепшую личность. Не получится организовать никакой авторитет в той среде, в которой нет места любви, взаимоуважению и правильным ценностям.
Влияние авторитета родителей на развитие личности ребёнка
В воспитании психологи выделяют несколько стилей. Именно они определяют особенности взаимоотношений родителей с ребёнком и его личное развитие.
- Для демократичных родителей важно, чтобы дети были дисциплинированные и самостоятельные. Они следят за тем, чтобы ребёнок правильно поступал, однако на него не давят. Разумная забота и тёплые чувства – вот основа этой модели поведения. Обычно в таких отношениях нет места конфликтам, переживаниям и раздражениям.
- Для авторитарных родителей важно полное подчинение себе ребёнка. Запреты, контроль и указания лежат в основе этой воспитательной модели. В основном в таких семьях вырастают замкнутые и конфликтные дети. Несамостоятельность и неуверенность в себе дополняют этот образ.
- Одно из самых сложных воспитательных явлений – это гипоопека. При такой модели поведения родители совсем не интересуются жизнью своих детей. Особенно пагубно такое отношение сказывается на подростках, которым нужен пример ответственного и уверенного в себе взрослого человека.
- Противоположным предыдущему отношению является гиперопека. Она характеризуется излишней заботой и контролем над жизнью ребёнка. Несамостоятельность, пассивность и отсутствие друзей – вот последствия такой модели поведения. Сюда же можно отнести и слишком высокие ожидания.
Авторитет мамы
И мать, и отец в равной степени вносят вклад в формирование личности ребёнка. Однако у каждого из родителей есть и свои функции. Мать – это хранительница домашнего очага. Она отвечает за поддержку, опеку и заботу. Для ребёнка мама – это любовь и уверенность в своей значимости. Поскольку сейчас женщины перестали быть просто домохозяйками, они тоже учат детей самостоятельности. Часто матери не замечают, как берут на себя функции отца или забывают о своих желаниях и интересах. Узнайте, почему хорошая мама – это в первую очередь счастливая и состоявшаяся женщина.
Авторитет папы
Отец – это гарантия безопасности. Исторически сложилось так, что именно мужчина учил детей нравственным нормам поведения. Компетентность и образованность – это влияние отца. В современных семьях часто происходит подмена ценностей и ролей родителей. И той идеальной схемы – слабая мать и сильный отец – практически нигде не встретишь. Психологи советуют родителям действовать сообща и не отнимать друг у друга обязанностей. Только так они смогут воспитать здоровую и успешную личность.
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Слагаемые родительского авторитета-это поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу, взаимном уважении, возвышении личности каждого.
В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Отношения в семье требует взаимопонимания, ответственности, уважения умения организовать их на принципах равенства.
Стиль внутрисемейных отношений в семье вырабатывается не сразу, а сформировывается постепенно. Каждая семья накапливает собственный опыт воспитания, и создает культуру отношений, общения.
Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. А. С. Макаренко называл его «общим тоном семьи», который действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, к своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.
Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка доверия и эмоционального комфорта без поощрения и поддержки взрослых, постоянного упражнения детей в положительных поступках не воспитывает уважительного отношения к окружающим людям, в том числе и к самим родителям. Это подтверждается множеством примеров.
В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей, что не проходит бесследно.
Одной из самых распространенных моделей семейного воспитания считается авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери способствует воспитанию в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другая модель семейного воспитания — ложный авторитет доброты. В семьях такого типа родители разрешают ребенку все. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти и каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате в семье вырастает избалованный ребенок предъявляющий непомерные претензии, требования, мало дающий обществу и семье, не признающий запретов. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив. Противоположная модель семейного воспитания -ложный авторитет подавления, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, часто исходящим от отца, и если молодая семья живет с родителями, то от представителей старшего поколения. При непослушании отец или бабушка раздражаются кричат, часто наказывают ребенка. Естественно что ребенок вырастает безвольным ,замкнутым, забитым или наоборот деспотом. Педагогический такт заключается в том чтобы найти взаимопонимание с ребенком, установить с ним эмоциональный контакт, соблюдать чувство меры.
В последние годы распространен тип ложного авторитета в семье – авторитет чванства. Родители в такой семье кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим.
Здесь царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами, бездельниками. Авторитет подкупа –очень часто встречается в наших семьях. Поведение детей, хорошие оценки, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь себя хорошо вести, тогда куплю…» часто слышится в разговоре матери с ребенком. В такой семье растет ребенок который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя, он из всего постарается извлечь пользу.
Чтобы конечный результат был благоприятный важно соблюдать следующие рекомендации:
- Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность перед обществом за воспитание детей.
- Требовательное отношение к себе. У взрослых не должны слова расходиться с делом.
- Благоприятная обстановка в семье, где родители с уважением относятся к проблемам своих детей.
- Провождение совместных, интересных, семейных досугов.
- Духовное общение с детьми: чтение книг, совместные занятия и игры, приобщение ребёнка к полезным увлечениям отца или матери, (занятие спортом или рукоделием).
- Проявлять терпение и такта, отвечая на интересующие вопросы детей.
- Доверительные отношения между детьми и взрослыми устанавливаются в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
- Данные детям обещания нужно выполнять. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
- Детям нельзя говорить неправду! Но чтобы конечный результат ваших воспитательных воздействий был действительно желаем, вам надо образно представить, чем «наполнен» ваш ребенок его стремление и просьбы, поступки, чувства и мечты. «Переварите» жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиции. Поймите своего ребенка. Ему дается все с большим трудом.
Вы – не судья, не вам подвластен приговор. Не увлекайтесь так рьяно процессом «управления» ребенком и не вступайте с ним в бесплодные дебаты. Выбирайте самые удачные моменты для воспитательных бесед наедине.
Итак, поймите своего ребенка, и помогите, если можете ему. Старайтесь стать ему таким родителем, какого ВЫ мечтали иметь в детстве!