Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Cуицид несет несколько функций: избегание болезненной или непереносимой ситуации, самоубийство выступает вызовом или посланием к окружению. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки.
По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Лишь у 10% детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно, 80% попыток совершается дома, причем в дневное и вечернее время, крик этот адресован, прежде всего, близким людям.
Виды суицидального поведения
Демонстративное суицидальное поведение – это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства, без намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать к себе сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, наказать обидчика, доставить ему серьёзные неприятности. Следует, однако, учитывать, что демонстративные по замыслу действия могут обернуться роковыми последствиями. В среднем каждая четвертая демонстративная суицидальная попытка заканчивается самоубийством по неосторожности.
Аффективное суицидальное поведение. Сюда относят попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.
Истинное суицидальное поведение – это обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.
Суицидальные действия у детей и подростков часто носят демонстративный характер и могут приобрести черты «суицидального шантажа». Однако, именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.
Что может привести подростка к суицидальным действиям? Суицидальные мотивы:
1.Личностно-семейные: хронические семейные конфликты; развод родителей; болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; половая несостоятельность; оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.;
2.Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания;
3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора (изнасилование, нежелательная беременность);
4.Конфликты, связанные с учебой;
5.Материально-бытовые трудности семьи.
Группа риска среди подросткового возраста:
— подростки, имеющие предыдущую (незавершенную) попытку суицида;
— подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
— подростки, имеющие тенденции к самоповреждению;
— склонные к употреблению спиртных напитков подростки (риск очень высок – 50%);
— подростки с хроническим употреблением ПАВ;
— подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями;
— подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);
— подростки, переживающие тяжелые утраты (смерть родителей, друга, прародителей), в течение первого года после утраты;
— подростки, у которых выраженные семейные проблемы (семейное насилие, развод родителей и др.).
Признаки суицидального поведения
Как заметить, если что-то происходит с подростком не так?
Решение о суициде у детей не приходит мгновенно, обычно оно вызревает дни или недели. И всё это время он будет всеми возможными способами подавать окружающим сигналы, что бы другие увидели его боль, остановили, предупредили его.
1. Словесные признаки, то, что можно почерпнуть из контекста беседы:
— сообщения о чувстве беспомощности (Например, «Я не могу это выносить!»), безнадежности;
— беседы, которые можно понимать, как прощание с жизнью (Например, «Без меня вам будет легче», «В следующем году меня здесь уже не будет»);
— шутки о желании умереть;
— сообщения о конкретном плане;
— самообвинения и обвинения других людей.
2. Поведенческие признаки:
— резкие изменения в поведении и внешности ребенка (то, что ранее ему не было свойственно);
— потеря интереса к любимым занятиям;
— безосновательное снижение успеваемости;
— отказ от посещения школы;
— самоизоляция от семьи, близких людей, друзей;
— написание «записок-завещаний»;
— раздача своих вещей, приведение в порядок своих дел;
— поглощенность темой смерти в литературе, живописи, музыке.
3. Эмоциональные признаки:
— перемены настроения;
— переживание горя, чувства вины, печали, собственной малозначимости.
Как вести беседу с подростком, если Вы заподозрили что-то неладное или он сам заявил об этом?
— беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты после выявления суицидальных намерений;
— важно сохранять понимающую и вежливую позицию, внимательно выслушать, дать возможность ему выразить свои эмоциональные проблемы;
— следует избегать «дешевых» утешений или упреков (Например, «Подумал ли ты о своих родителях?»), взрослый должен стать «адвокатом» ребенка, а не «судьей»;
— дать необходимые объяснения (Например, «Подобные ситуации встречаются, но мы найдем из них альтернативный выход»), говорить о дружеских отношениях, о том, что вы его любите, что в любой момент он может рассчитывать на Ваше понимание, поддержку, помощь;
— временно исключить подростка из стрессогенной ситуации.
Где искать помощь, если Вы видите, что ребенок не справляется со своим состоянием и вашей помощи недостаточно? Необходимо обратиться за помощью к специалистам: врачу-психиатру, врачу-психотерапевту или психологу.