Консультация для родителей: «Важность раннего выявления проблем в развитии ребёнка»

Развитие ребенка в 10 месяцевСовременный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.

Своевременная коррекционная помощь ребенку в раннем возрасте позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.

Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

В настоящее время разработаны программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям:

  • оценка зоны актуального развития ребёнка;
  • психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства;
  • сенсомоторное развитие младенца.

Успешность реализации программ ранней помощи определяется по следующим критериям:

  • время проведения ранней диагностики – эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
  • интенсивность коррекционной помощи;
  • создание развивающей среды;
  • воздействие на все сферы психики ребёнка;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • организация позитивной социальной поддержки.
  • Таким образом, наличие ранней диагностики и комплексной помощи ребенку с ОПФР позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.

Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Добавить комментарий