Социализация ребёнка

Ребенок выходит в мир

Дошкольники совсем не такие, как взрослые. У них совсем другая логика в игре, иное ощущение времени и иное качество течения эмоций. А какой он – дошкольник?  Нужна ли ребёнку социализация и контакты с кем-либо, кроме членов семьи, с которыми он сильно связан? Если – да, то зачем?

Вызовы современной социализации

У современной городской семьи есть особенности: семьи сейчас маленькие, родственников немного, родственные связи ослаблены, бабушки участвуют в воспитании относительно. Чаще у ребенка в городской семье близкие – это папа и мама. Это новая, нетипичная ситуация. Социальное пространство, в котором росли нынешние родители, было более открытым, с меньшим количеством преград. Если сейчас ребенок-дошкольник гуляет во дворе один – это абсурд, такого не бывает.

Внутрисемейные связи ослаблены, спонтанные дружеские связи сейчас не такие плотные, как 20–30 лет назад, люди меньше общаются, по крайней мере, в  городах.

Сейчас стихийной возможности общаться, играть, социализироваться для детей, в принципе, нет. Для знакомства с широким миром нужны усилия.

Социализация – это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.

Когда непонятно, что происходит с ребенком

Иногда родители перестают понимать, что же творится с малышом. Например: они сделали усилие, привели ребенка на площадку, в гости, на занятие, а он не хочет общаться. Родители сердятся и огорчаются. Некоторые пытаются поговорить с друзьями: а было ли у тебя такое, как ты с этим справлялся?

Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать.

Некоторые люди думают, что маленькие дети – ангелы, и расстраиваются, когда это  прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции, и он  превращается в злобного, иногда агрессивного.

И родителям бывает не просто столкнуться с реакцией других людей на такое поведение ребенка. Они сами бы справились и разобрались с отрицательными реакциями ребенка, но в прожекторе чужого внимания отсутствие ключей понимания у родителей становится более заметным. И родители отказываются от любых проектов, называемых социализацией, потому что они боятся восприятия другими людьми особенностей поведения их ребенка.

Своеобразие и особенности младшего дошкольного возраста от трех до пяти лет

Возраст активной социализации – от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. Ребенок трех лет в сложной эмоциональной ситуации перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.

Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику – нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок выражать свои мысли словами. Самый сенситивный период (от трех до пяти лет) – самый удачный для малыша, чтобы выражать мысли словами.

Эпоха от трех до пяти – это возраст почемучек. И тут социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время ответить на эти вопросы.

Что действительно важно для детей помимо игры – чтобы было кому задавать свои вопросы. Нужен взрослый, который не до конца истощился, общаясь с ребенком целый день, и у которого есть силы, время и желание отвечать.

Нужно понимать, что нужно не только ребенку, но и взрослому, чтобы чувствовать радость общения. Нельзя родителям себя ругать, если сил и желания общаться с ребенком нет, ведь даже редкие ответы измученной мамы или перегруженного папы – это для ребенка прекрасная возможность чувствовать себя не отвергнутым, а частью большого целого, семейного.

Если нет сил и желания отвечать на бесконечные «почему», то надо сказать, что я рад бы ответить, но сейчас сил нет. Дай 10 минут помолчать и подумать. Вопрос я твой слышал, и он мне понравился. Эта методика паузы: я сейчас не готов, подожди, вопрос мне твой интересен.

Вторая особенность периода от трех до пяти: ребенок не умеет контролировать собственные эмоции. Когда у детей возникают разногласия, любая ситуация порождает массу эмоций. Мы, взрослые, более интеллектуально реагируем на события, ситуацию пропускаем через призму осознания, хотя не все и не всегда. А ребенок реагирует эмоционально, он не умеет контролировать эмоции.

Это может мешать социализации. Скажем, в группе занятий дети не поделили предмет или роль в игре – масса эмоций. Поэтому очень полезно тренироваться контролировать эмоции. Но дома эта практика представлена не так – часто взрослый готов подстраиваться под ребенка и идти навстречу слишком активно. Поэтому детям очень полезно общаться с другими детьми и взрослыми.

Третья особенность – ребенок иначе чувствует течение времени. Казалось бы, это сильно не влияет, скажем, при игре в песочнице. А на самом деле влияет. Вот, ребенок заболел, две недели не гулял с другими детьми, для ребенка это время умножаем на «4» или «5», для него много времени прошло, он отвык, у него навыки пропали.

Дошкольник только привык к занятиям, долго привыкал, но заболел или семья уехала отдыхать на две недели, а по субъективному ощущению ребенка прошло месяца два. Приехали, и временной фактор помешал ребенку вернуться к тому, что ребенок умел. Момент социализации уходит. Если ребенка оставлять на занятиях без присутствия мамы или начать водить в сад, ощущение ребенком времени, как чего-то длинного, долгого, мешает ему привыкать. Прошло полдня, а для него – день-другой, он уже очень соскучился.

Настроившись на социализацию, надо понять конкретно особенности вашего ребенка в этом возрасте, как он чувствует течение времени. Происходит ли отвыкание от людей? Например, бабушка живет в другом городе или районе и видит ребенка два раза в месяц, а ребенок еще мал. Будет влиять на отношение с бабушкой частота встреч? Наверное. будет очень сильно.

Не выстраивание причинно-следственных связей – четвертая особенность. Маленькому ребенку сложно объяснить, что из чего следует, логические цепочки не работают. «Ты этого мальчика ударил лопатой по голове, и он теперь не хочет с тобой играть», – для нас такого рода аргумент является логичным и понятным, а для ребенка трех-четырех лет подобные цепочки причинно-следственных связей непонятны. Это тоже может мешать социализации.

Эмоции дошкольника даже для профессионалов и родителей-знатоков мало предсказуемы. А эмоции дошкольника, связанные с другими детьми, – вообще что-то непонятное. Часто для мам, пап и бабушек ребенок кажется известным и понятным.

И только при вводе его в коллектив они узнают его новую сторону. Он вдруг оказывается невероятно театральным и демонстративным, любящим вызвать на себя внимание, положительное или отрицательное. Ребенок может оказаться лидером, чего родители не замечали. Или оказаться довольно застенчивым, хотя в семье он громкий и командный.

Почемучки и творцы

Теперь поговорим о главном в психическом развитии ребенка, который подходит по возрасту к порогу социализации. Ребенок активно пользуется воображением, и в ярких случаях ребенок может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Не редки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Если особенность возраста почемучек предполагает, что рядом будет взрослый, который будет отвечать, то для воображения и игр, в которых участвует фантазия, конечно, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.

Возраст от трех до пяти лет – философский, когда творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой. И тут помогают возможности, предоставляемые  дошкольными учреждениями.

Ребенок живет здесь и сейчас

Если ребенок каждый раз, подходя к детскому саду, начинает плакать и выть или, подходя к площадке, начинает всех обнимать и зацеловывать, то родители могут предвидеть, что это случится и в следующий раз. Но родителям свойственно не думать о плохом, забывать неприятности, каждый раз надеясь, что пронесет и этого не будет. Родителям нужно усиленно включать свое собственное предвиденье, особенно, если речь идет о непростых моментах, тогда конфликтов будет меньше.

Ребенок живет строго в настоящем. Он не помнит прошлых своих реакций на похожие ситуации, не может предвидеть будущих событий, он живет здесь и сейчас. Именно поэтому так часто возникают конфликты. Если родители будут держать эти вещи в голове, им будет проще реагировать на непростое поведение дошкольников.

Дети играют так, как не умеют 99% взрослых. И главное их качество, которое делает игру возможной – это способность воображать, представлять и перевоплощаться.

Ребенок отличается от взрослого тем, как он чувствует время. Чтобы понять, сколько времени прошло для ребенка возраста трех-пяти лет, нужно умножить наше субъективное ощущение времени на «4» или даже на «5». То есть ребенок, проводящий день в дошкольном учреждении без мамы, по своему внутреннему ощущению проводит времени гораздо больше – четыре-пять дней.

Еще ребенок отличается от взрослого уровнем восприятия другого человека. Он еще не снабжен той системой понимания, считывания эмоций, состояний взрослого или ребенка, но обладает очень большой чувствительностью.

 

 

Добавить комментарий