ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. (Толковый словарь С. Ожегова) Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. У отдельных детей достаточный запас представлений, они быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Формы работы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями. Сравнение природоведческих вопросов с вопросами из других сфер человеческой деятельности показывает, что никогда ребенок не спросит о математике, музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии дети постоянно поднимают проблемы, над решением которых работают многие научные коллективы мира. «Почему птицы откладывают яйца, а человек — нет? », «Почему сейчас обезьяна не превращается в обезьяну? », «Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они возвращаются обратно? », «Животные разговаривают? » Анализ детских вопросов показал, что взрослые способны ответить примерно на половину, причем большинство из них являются бытовыми [2]. На остальные ответит только специалист, работающий в данной области. Около 10-15% вопросов представляют собой задачи, вообще нерешенные человечеством. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности, потому что не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе ответить на него. Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», — говорил Сухомлинский. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников [2].

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей [1].

Создавая условия, обеспечивающие развитие у ребенка способности направлять речевую активность на предмет общения и высказывать собственные суждения о нем, умений слушать и слышать партнера, воспринимать его позицию по тому или иному вопросу, признавать право на личную точку зрения и ее защиту, мы учим ребенка тому, что об одном и том же предмете или явлении можно спросить по-разному.

Самостоятельный или совместный труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового организма наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать ее своим руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.

Добавить комментарий